Содержание
- Перспективы развития вендингового бизнеса
- Что такое вендинг?
- Где установить вендинговый аппарат?
- Подводные камни вендингового бизнеса
Вендинговый бизнес давно присутствует на российском рынке розничной торговли, успешно развивается благодаря техническим инновациям и продуманной маркетинговой политике. Несмотря на то, что конкуренты и «стартаперы» не дремлют, перенасыщение рынку пока не грозит, и каждый смело может воспользоваться возможностями вендинговой торговли. Какие ниши сейчас развиваются или откроются в перспективе? Стоит ли вкладывать в вендинговые аппараты и как это правильно организовать? На все эти вопросы мы постараемся ответить в рамках статьи.
Что такое вендинг?
Вендинг – продажа товаров и услуг через автоматизированные системы. Бизнес строится на использовании автоматов для розничной торговли и сбыта широкого спектра продуктов группы FMCG. Перед предпринимателем большой выбор товаров широкого потребления, от напитков, чая и кофе, снеков, бутербродов и до предметов непродовольственной группы, средства гигиены, косметика и т.д. Возможности вендингового рынка с каждым днем растут и позволяют реализовать любой каприз потенциального клиента.
В советское время в крупных городах были известны автоматы по продаже мороженого, табака, кондитерских изделий, соков и пива, игровые устройства и кран-машины по добыче игрушек, но самыми популярными и многочисленными были автоматы с газировкой. О кофейных напитках и снеках речь не шла — эта мода пришла из Европы в 90-х годах. Забытые в 80-х годах советские автоматы вновь оказались востребованы, но сильно проигрывали технически. В середине 90-х вендинговые аппараты завозились из заграницы и воспринимались уже, как «чудо-машины».
Вендинговые машины психологически воспринимаются современным человеком, как спасение и возможность не тратить время впустую. Аппарат быстро, не отвлекаясь на посторонние дела, без лишних комментариев выдаст клиенту выбранный товар и не забудет о сдаче. Динамичный и стремительно развивающийся мир, в образе вендинговых машин, уверенно вошел в торговые центры и солидные офисы.
Продажа аппаратов для вендинга предполагает большой список достоинств и обещаний сверх-прибыли. О сложностях обычно скромно умалчивается. Если предприниматель-новичок, то эта схема, безусловно, сработает на все 100%. Но наша задача дать объективную информацию и предостеречь от ошибок. аппаратов для вендинга
Успех вендингового бизнеса заключен всего в двух пунктах: правильный выбор места и маркетинговый анализ рынка. Мало купить новый или бу вендинговый аппарат установить контрольно-кассовый аппарат и зарегистрироваться в ФСН. Перед этим нужно детально изучить целевую аудиторию, на которую вы будете делать ставку:
- дети и подростки;
- семьи;
- студенты и школьники;
- посетители соц. учреждений;
- посетители торговых комплексов;
- офисные сотрудники;
- отдыхающая молодежь и т.д.
Где установить вендинговый аппарат?
Определив целевую аудиторию, отталкивайтесь от их потребностей.
Аппараты по продаже чая, кофе, капучино, снеков и сладостей, терминалы с пополнением мобильного телефона и оплаты услуг — оптимальный вариант для всех целевых групп. Холодные напитки станут отличным вариантом в летнее время и в туристических точках, рядом с прогулочными и парковыми зонами.
Следующий шаг — проверить место установки на наличие конкурентов и ознакомиться с их ассортиментом. Будет ли востребован выбранный вами вендинговый аппарат? Торговый центр, офис, кинотеатр, аптека, университет, автостанции, магазины, больницы, автозаправки — стандартный набор мест, в которых присутствует регулярный поток людей. Людям приходится проводить много времени в ожидании, поэтому возникает естественное желание перекусить или скоротать время за кофе или чаем. Постоянный сменяющийся поток посетителей обеспечит предпринимателю стабильную прибыль.Важно учесть, что для покрытия расходов на содержание и получение прибыли, аппарат должен обслуживать не меньше 40 человек в день. При меньших показателях, целесообразность установки в выбранном месте нужно пересмотреть.
Привлекательный вариант для установки вендингового аппарата считается метро. Но нужно учесть нюансы: бесконечный, спешащий поток людей не позволит потенциальному клиенту остановиться и купить горячий напиток, есть вероятность повреждения техники. Оптимальным вариантом для метро станут автоматы для пополнения телефона, приобретения бутилированной воды или снеков.
Потенциально интересными проектами и плохо раскрученными в нише вендингового бизнеса, считаются автоматы по приготовлению горячей еды. Вокзалы, офисные центры и компании, учебные заведения — привлекательные места для реализации бизнес-проекта.
Мы привели классическую схему построения вендинговогобизнес-проекта. Как видите, ничего сложного. Правильно расставив акценты, изучив аудиторию и место установки, можно претендовать на эффективность задуманного мероприятия и высокую доходность от аппарата. На российском рынке средний срок окупаемости одной вендинговой машины — 1-2 года. Только от вас зависит, насколько быстро автомат вернет вложенные деньги.
Подводные камни вендингового бизнеса
Вложение в вендинговый бизнес в России и странах СНГ оправдан в большей степени, нежели в Европе. Ниша все еще не заполнена в регионах, многие виды розничной торговли не охвачены, в мире постоянно появляются новые модели и возможности для продажи продуктов группы FMCG. И все же будем объективными и честными, раскроем плюсы и минусы вендинга.
Положительные стороны
- Автоматизированный способ торговли, не требующий постоянного личного присутствия.
- Время работы автомата зависит только от доступа к нему. На улице автомат работает 24/7.
- Малая площадь и стоимость аренды для создания точки продаж.
- Легкость запуска бизнеса. Простая цепочка действий: «Идея–анализ-место–регистрация-реализация».
- Большие перспективы за счет большого выбора продуктов и охвата целевой аудитории.
- Удаленный контроль за аппаратом: аналитика прибыльности, наличие и отсутствие товара.
- Защита от недобросовестных и «нечистых» на руку сотрудников.
- Оповещение системы о неисправностях и ошибках аппарата.
- Адаптация вендинговых автоматов. Автоматы с легкостью можно модернизировать или переделать под продажу соков, витаминизированной воды.
- Легкая транспортировка. Место не приносит прибыли? Расторгаем договор аренды и устанавливаем аппарат в новом месте.
- Остаточная стоимость оборудования и возможность перепродажи. В планах сделать ставку на другое направление или купить более модный вендинговый аппарат? Продать готовый бизнес гораздо проще, чем его запустить!
- Приобретение оптовых партий продаваемого товара позволит получать солидные скидки, а, следовательно, снизят удельные расходы на обслуживание аппаратов.
Отрицательные стороны
- Наличие стартового капитала. Стартовая цена среднестатистической модели — 4 000 долларов, плюс обязательное техобслуживание и контроль за бесперебойной работой аппарата.
- Эффективность бизнес-старта будет выше, если начинать с 5-10 вендинговых аппаратов.
- Нет четких сроков окупаемости. Год или два, все зависит от места, потока людей, колебания цен на товары, сезона, непредвиденных расходов на ремонт и обслуживание, и т.д. Только тщательное планирование поможет избежать финансовых потерь.
- Форс-мажоры (воровство и вандализм). Если автомат установлен на остановке, вокзале, на улице, то заранее подумайте о защитных конструкциях. Никто не может дать гарантии, что автомат не захотят «проверить на прочность» или унести к себе домой. Да, это дополнительные затраты, но они полностью оправданы.
- Подготовка и наем квалифицированных сотрудников, заключение договора с крупными вендинговыми компаниями по обслуживанию оборудования.
По прогнозу российских экспертов, к 2020 году рынок вендинговых аппаратов не только расширится, но и увеличится до 2 млрд. долл. Солидная сумма, согласитесь. Надеемся, что смогли внести ясность в вопрос: «Стоит ли вкладывать в вендинговые аппараты?»