Содержание
- Специфика вендингового бизнеса
- Выбор экономически обоснованного направления деятельности
- Преимущества и недостатки
- Пошаговая инструкция для открытия бизнеса
- Маркетинг
- Ресурсы для старта
- Финансовый расчет коммерческого плана по кофе-машинам
Новички-бизнесмены все чаще выбирают вендинговый бизнес для стартапа собственного дела. Подобная тенденция обусловлена несколькими факторами – минимальный порог вхождения, быстрая окупаемость, возможность конкуренции на отечественном рынке.
Как открыть свое дело с минимальными затратами и быстро перейти в плюс, на чем заострить свое внимание, чего стоить опасаться? Обсудим в статье.
Специфика вендингового бизнеса
Вендинговый бизнес как глобальное направление коммерции, возник еще в прошлом веке, но сегодня он не потерял популярность, а напротив, обрел могущественный потенциал и возможности технического обеспечения посредством внедрения современных технологий.
Вендинг представляет собой систему автоматизированной торговли товарами и услугами с помощью торговых аппаратов. Основной концепцией этой ниши бизнеса выступает реализация сиюминутных потребностей людей: для студентов – кофе, для посетителей больницы – бахилами, для пассажиров транспорта – билетами, для офисных работников – снеками.
Выбор экономически обоснованного направления деятельности
Существует более сотни запатентованных идей для вендингового бизнеса. Некоторые уже активно и эффективно используются, а к другим относятся с опаской и не включают в перечень потенциальных.
Прежде чем выбрать, в каком русле двигаться и заняться установкой вендингового аппарата, стоит провести ряд исследований:
- проанализировать аудиторию рынка сбыта товара или услуг;
- изучить инфраструктуру конкретной местности;
- проверить наличие конкурентов;
- проконсультироваться с действующими операторами;
- определить место установки аппарата, пешую проходимость участка;
- изучить потребности потенциальных клиентов.
Мониторинг покажет, какая ниша наиболее актуальна и востребована на конкретной территории:
- кофе-машины;
- аппараты для продажи воды, жвачек, легких закусок;
- устройства по бесконтактной продаже печатных изданий и прочее.
Российский вендинговый рынок на сегодняшний день не пестрит разнообразием. Для примера, процент кофе-машин от общего объема торговых автоматов насчитывает 55-65 %, 20-25 % отведено снэковым аппаратам, а оставшиеся 10-15 % – это устройства по продаже воды, горячего питания, средств личной гигиены. Такие показатели могут как подтолкнуть по направлению меньшего сопротивления, так и побудить бизнесмена развивать направления собственной деятельности.
Преимущества и недостатки
Бизнес на вендинговых аппаратах, как и любой другой вид бизнеса, связан с определенными преимуществами и рисками.
Среди плюсов выделяют:
- низкий порог входа;
- малые площади аренды (в среднем 1м²);
- круглосуточная работа 7 дней в неделю;
- отсутствие потребности в оплате труда реализатору;
- простота обслуживания;
- наценка на товар до 330 %;
- возможность совмещения с другими видами деятельности.
Обратная сторона медали выглядит следующим образом:
- сложность в поиске подходящего места аренды;
- конкуренция;
- ремонт и систематическое пополнение расходных материалов;
- вандализм.
Вендинговый бизнес пока вряд ли сможет вытеснить розничный ритейл, однако он уже закрыл собой полноценную нишу мелкорозничной продажи напитков, легких закусок и недорогих вещей.
Картинка из вложения, alt: Примеры вендинговых автоматов для бизнеса
Пошаговая инструкция для открытия бизнеса
Перед установкой вендингового аппарата предпринимателю потребуется пройти ряд бюрократическо-юридических процедур для придания законности собственным действиям:
- Оформление ИП дает возможность воспользоваться упрощенной системой налогообложения (6 % от суммы дохода), облегчить административные тяготы (подачи отчетности в налоговые органы) и в дальнейшем перейти на ООО. Процесс регистрации происходит по алгоритму: подача заявления в ФНС по месту жительства, получение результата по истечению 3 рабочих дней, выдача свидетельства ИП. В зависимости от региона затраты составят от 1000 до 5000 рублей.
- Регистрация каждой автоматической установки в ФНС. По закону «О применении ККТ» обязательным является наличие в аппаратах контрольно-кассовой техники.
- Определение места установки аппаратов на основании мониторинга инфраструктуры и рынка сбыта.
- Заключение договора с собственником арендуемых участков. При сумме аренды более 10 % от выручки эффективность бизнеса будет на нуле, такие условия лучше не принимать.
- Подписание контрактов на сотрудничество с фирмами сервисного обслуживания.
- Покупка торгового оборудования и расходных материалов.
При поиске вендинг-аппаратов стоит обратить внимание на устройства, бывшие в употреблении. Конечно, существует риск нарваться на нерадивых продавцов с сомнительным товаром, однако существуют специализированные сайты, которые предоставляют широкое разнообразие торгового вендингового оборудования с гарантией качества. Один из них – «Мистерия Вендинг Машинз».
Маркетинг
Специфичность маркетинга и рекламы в вендинге обусловлена неэффективностью применения классических методов и стратегий, разработанных для продвижения других направлений коммерции. Адаптация рекламных инструментов здесь производится за счет:
- успешно подобранного расположения – аэропорты, кинотеатры, торгово-развлекательные центры, учебные заведения, остановки общественного транспорта – учитываются все наиболее проходимые зоны;
- ассортимента и сезонности товара – потребители любят, когда заботятся об их предпочтениях и включают в перечень продукции новые напитки;
- наружной рекламы на самом аппарате – торцевые панели и частично фасад – шикарное место для саморекламы, за которую не нужно дополнительно платить.
Разовые акционные предложения и временные скидки на товары могут выстрелить, но не так в эффективно, как умеренные цены. Потребитель не станет платить за чашку кофе из автомата по стоимости напитка из соседнего кафетерия.
Ресурсы для старта
При формировании бизнес-плана на вендинговых аппаратах особое внимание уделяется финансовому составляющему – учету доходов и расходов. Первоначально определяемся с предстоящими расходами, которые можно поделить на две категории:
- инвестиционные (закупка установок, регистрация ИП, рекламная кампания, закупка сырья для запуска);
- постоянные (аренда, закупка сырья, плата за обслуживание).
Единоразовые затраты:
Наименование | Сумма (руб.) |
Оборудование | 250 000 |
Рекламная кампания | 7 000 |
Регистрация бизнеса | 3 000 |
Стартовое сырье | 275 000 |
Итого: | 275 000 |
Для упрощенного расчета инвестиционных затрат средняя стоимость товара умножается на торговую наценку в 330 %.
Ежемесячные затраты:
Наименование | Сумма (руб.) |
Аренда торговой площади | 4000 |
Закупка расходных материалов | 20 000 |
Коммунальные услуги | 2000 |
Рекламные кампании, маркетинг | 2000 |
Налоги | 1400 |
Амортизация | 6500 |
Итого: | 35 900 |
Исходя из вычислений, сумма ежемесячных затрат составляет 35 900 рублей. В структуре доходов 75 % от прибыли – результат продаж, 25% приходится на доходы от рекламных кампаний.
Финансовый расчет коммерческого плана по кофе-машинам
Рассчитаем окупаемость для вендингового бизнеса по кофе-машинам с учетом ежемесячного расширения объемов реализации за счет увеличения количества активных точек.
Показатель (руб.) | Январь | Февраль | Март | |
Число активных автоматов | 2 | 3 | 5 | |
Количество рабочих дней | 26 | 22 | 25 | |
Количество продаж в день | 80 | 80 | 80 | |
Общее количество реализаций в месяц | 4160 | 5280 | 10000 | |
Выручка за месяц | 20 | 83200 | 105600 | 200000 |
Закупка ингредиентов | 3,3 | 13700 | 17500 | 33000 |
Арендная плата | 4000 | 8000 | 12000 | 20000 |
Налоги | 5000 | 6300 | 12000 | |
Доставка расходных материалов | 300 | 450 | 600 | |
Расходы на бензин, амортизация авто | 500 | 1000 | 1500 | 2500 |
Итого расходы: | 28000 | 37750 | 68100 | |
Итого прибыль: | 55200 | 67850 | 131900 |
С учетом рассмотренных условий и среднерыночной цене одного автомата для приготовления и продажи кофе
250 000 рублей срок окупаемости бизнеса составит около 10 месяцев.